Наталия Александровна Печерская

Просвещение и образование в вопросах религии как основа предотвращения межнациональной или межрелигиозной розни

Новый этап развития России так или иначе, связан с отношением к религии, к ее месту в обществе, отношением к традиционным религиозным ценностям и образу жизни. Это подтверждает контент-анализ упоминаний в средствах массовой информации и высказываниях ведущих политиков сугубо религиозных понятий, таких как религиозное сознание, религиозная толерантность, межконфессиональный диалог, религиозный культ, религиозный экстремизм, секта и тому подобных.

На Западе для разрешения противоречий между представителями тех или иных религий была разработана и принята концепция «религиозной толерантности», посредством которой социологи и политологи пытались вести межрелигиозный и межконфессиональный диалог, основываясь на принципах гражданского общества и прав человека.

В религиозной сфере эта концепция получила свое подкрепление в экуменическом движении [ 1 ]. Однако, уже сегодня, очевидно, что межрелигиозный диалог в том виде, в каком он до сих пор существовал, не может быть адекватным ответом в ситуации, когда главным конфликтом становится конфликт между секуляризмом и фундаментализмом [ 2 ]. Особенно это верно для России, где межконфессиональный диалог осуществляется в гораздо более слабой форме.

Проблема отношения к религиозному фундаментализму, особенности взаимодействия с теми регионами, в которых не приживается модель секулярного общества, остается одной из самых насущных тем для России. Вероятнее всего, обострение противостояния между секуляризмом и фундаментализмом во всем мире усилит этот конфликт и в самой России, и в СНГ (между теми или иными государствами, регионами, этносами, да и внутри тех или иных конфессий). Все это приводит к дестабилизации и без того хрупкой стабильности на всем пространстве Евразии.
Политизация межнациональных и межрелигиозных отношений как межгрупповых отношений начинается всегда с пропаганды идей исключительности.
Налицо тенденция политизации так называемых «религиозных» конфликтов там, где собственно религиозных мотивов не существует. Политизируется сама национальная или религиозная принадлежность. Политизация межнациональных и межрелигиозных отношений как межгрупповых отношений начинается всегда с пропаганды идей исключительности, правового или культурного превосходства одной группы над другой и необходимости (или желательности) дискриминации на основе расового, национального или религиозного признака. Поэтому основой предотвращения межнациональной или межрелигиозной групповой розни является деполитизация межнациональных и межрелигиозных отношений.

Как отмечается во всех международных документах по национальному вопросу, основой предотвращения межнациональных и межрелигиозных конфликтов являются образовательные и воспитательные программы. При этом актуальна роль всех образовательных организаций, включая университеты, в создании структуры, координирующей усилия организаций, занимающихся изучением и предупреждением конфликтных ситуаций, возникающих на межрелигиозной и межэтнической почве, а также проведение соответствующей информационной политики и выработка рекомендаций по освещению данных процессов в СМИ.

Особые усилия государственных служб должны быть направлены на образовательные программы для всех групп населения, и особенно мигрантов, прибывающих из неблагополучных регионов России и стран СНГ. Нужны также социально-психологические меры, направленные на адаптацию этих групп в социальную и культурную жизнь страны, региона, так как их изолированность, подчас вынужденная, может являться источником криминальных и террористических актов.

Необходимо также подключение образовательных учреждений для формирования региональной миграционной программы, которая должна включать в себя оперативные мероприятия для развития сотрудничества с соотечественниками ближнего зарубежья.

Повышение социально-экономического и морального уровня жизни позволит решать задачи миграции и репатриации более эффективно. Усилия в просвещении и образовании населения в вопросах религии призваны помочь в решении подобных проблем [ 3].
Литература
1. Джохадзе, И. Массовое общество и демократический тоталитаризм: свобода без выбора / И. Джохадзе. ­– М.: Логос, 2001. – Вып. № 5-6.

2. Печерская, Н.А. Межрегиональные исследования в контексте межконфессиональных и межрегиональных отношений в С-ЗФО / Н.А. Печерская // Россия: тенденции и перспективы развития. Вып.3 / Под ред. академика Ю.С. Пивоварова. – М.: ИНИОН РАН, 2008.

3. Печерская, Н.А. Наука и религия в современных условиях: диалог или конфликт? / Н.А. Печерская // Вторые Махмутовские чтения. Сб. международного симпозиума «Мировоззренческий диалог образования, науки, культуры, философии и религии», 15-16 мая 2008 г. – Казань: Академия наук Республики Татарстан. – 2008.

All photo and video materials belong to their owners and are used for demonstration purposes only. Please do not use them in commercial projects.