Лого
Институт
Высшая религиозно- философская школа

Инфор­мация

Посту­пающим

Отде­ления

Научная работа

Главная страница

Публичные заявления

20 ноября 2002. Ключевым моментом для достижения стратегической победы над терроризмом является максимальное сужение социальной базы для подготовки террористов. Для этого необходимы постоянные, последовательные, целенаправленные и скоординированные усилия всех институтов общества, совместные инициативы государства, общественных и религиозных организаций. Нужны новые подходы к регулированию иммиграционных потоков, планирование и координирование выполнения мероприятий соответствующими государственными органами и НГО по различным направлениям, пропаганда идеи веротерпимости и этнической толерантности, проектирование и осуществление культурно-просветительских и образовательных программ для мигрантов, детей и подростков, специальных программ для СМИ и ТВ.

Для эффективного продвижения в этом направлении нужен практичный механизм реализации намеченного. В связи с этим рекомендовать:

1.      В рамках Гражданского Форума создать секцию «Национальная, конфессиональная и миграционная политика» с целью анализа ситуации и формирования федерального государственного социального заказа в данной сфере.

2.      В рамках Общественных палат при Полномочных представителях Президента во всех федеральных округах создать Советы по национальным, конфессиональным и миграционным проблемам с целью формирования региональных программ в данной сфере с регулярными региональными конференциями по подведению итогов деятельности Советов.

3.      Организовать конкурсное распределение государственного социального заказа в данной сфере и осуществлять контроль его выполнения, как на федеральном, так и на региональном уровне.

 

6 декабря 2002 года состоялось расширенное заседание ВРФШ и рабочей группы «Межнациональные отношения, этические проблемы, религия и общество» Общественной Палаты при Полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе по теме «Взаимодействие школы, общества и церкви по вопросам преподавания предмета «Православная культура» в рамках регионального компонента учебного плана». В результате были предложены следующие рекомендации:

1. Комитетам образования субъектов федерации СЗФО при введении предмета «Православная культура» в школах сделать вопрос о подготовке педагогических кадров и учебно-методической базы объектом особого внимания педагогической общественности, представителей Русской Православной Церкви и других религиозных конфессий, общественных и правозащитных организаций.

2. Комитетам образования субъектов федерации СЗФО опираться в вопросе подготовки педагогических кадров для преподавания предмета «Православная культура» на потенциал институтов повышения квалификации учителей или аналогичных структур, а также потенциал государственных и негосударственных высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, профессорско-преподавательский состав соответствующей квалификации и необходимые учебно-методические материалы.

3. Комитетам образования субъектов федерации СЗФО нацелить учителей школ, лично заинтересованных в преподавании предмета «Православная культура», пройти соответствующую качественную подготовку или переподготовку, или получить второе высшее образование по специальностям «Религиоведение» или «Культурология».

4. Правительствам, администрации субъектов федерации СЗФО способствовать объявлению публичного конкурса по созданию учебно-методического комплекса курса «Православная культура», изыскать необходимые для этого средства.

5. Общественной Палате при Полномочном представителе Президента РФ в СЗФО способствовать проведению квалифицированной общественной экспертизы представленных на конкурс учебных программ, учебных и методических пособий по предмету «Православная культура».

14 февраля 2003. Проект предложения ВРФШ для межвузовской ассоциации «Покров» по вопросу подготовки кадров по предмету «Православная культура»

 

 Воспитание духовности, гражданственности, патриотизма у молодежи является сегодня не только главной задачей современной школы, но и составной частью концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Решение данной задачи невозможно без глубокого изучения в школе культуры народов страны и, в первую очередь, культуры ее титульной нации – русского народа. Во многом это обеспечивается преподаванием дисциплин, внесенных в базисные учебные планы школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области: истории, мировой художественной культуры, обществознания, правоведения, истории региона и некоторых других.

Вместе с тем отмечается, что на изучение русской культуры в школе отводится недостаточно времени. Специального курса, посвященного этому, в школе нет. Культура русского народа изучается лишь в рамках коротких разделов нескольких школьных курсов да и то в отрыве от ее исторических корней.

Невозможно отрицать, что стержнем русской культуры является Православие, поэтому ее изучение немыслимо без изучения основ именно православной культуры. В связи с этим Министерство образования Российской Федерации приняло решение о возможности введения в школах страны нового курса – «Основы православной культуры».

Решение Министерства образования вызвало неоднозначную реакцию в обществе, определенные круги которого высказывают опасения, что введение курса «Основы православной культуры» в школах России может стать покушением на свободу совести ее граждан, послужить катализатором межконфессиональной и межнациональной розни.

Таких опасений у ВРФШ нет, поскольку православная культура всегда являлась объединяющим, а не разъединяющим началом российского общества. Однако собравшиеся стороны отмечают, что введение нового курса в школе вызывает определенные сложности организационного, правового и морально-бытового порядка.

Сложности правового порядка обусловлены тем, что в Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об образовании» указано, что образование в стране носит светский характер, то есть пропаганда любой религии в школе запрещена.

Сложности морально-бытового порядка обусловлены тем, что подавляющее большинство школьников и их родителей являются атеистами и рассматривают изучение любой религиозной культуры и даже просто религиоведческих курсов пустой тратой учебного времени.

Сложности организационного порядка обусловлены тем, что в настоящее время школа не располагает достаточным количеством подготовленных учительских кадров для чтения данного курса, не имеет учебников, учебных пособий, дидактических материалов для его чтения. В то же время, Русская Православная Церковь, располагающая и кадрами, и опытом просветительской работы в области православной культуры, сталкивается с неимоверными трудностями, чтобы предоставить эти кадры в распоряжение школы.

ВРФШ заинтересована в скорейшем введении курса «Основы православной культуры» в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Этот интерес подкреплен теми возможностями, которые имеются у ВРФШ по преодолению возникших на пути внедрения курса трудностей. Институт располагает специалистами в области преподавания культурных, религиоведческих, теологических курсов, которые способны разработать учебники, методические и дидактические пособия по курсу, провести переподготовку учителей.

Кроме того в СПб есть и другие силы, представленные Санкт-Петербургской Епархией с ее учебными заведениями Духовной Академией и Семинарией, Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга с его Университетом педагогического мастерства, Комитетом по образованию Ленинградской области.

Все вместе осознают, что только их быстрые совместные и согласованные действия могут дать положительный результат в деле введения нового курса в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, для чего в самое ближайшее время должна быть разработана и утверждена программа таких действий.

Вместе с тем, стороны отмечают, что введением в школах курса «Основы православной культуры» их совместная деятельность по воспитанию у школьников духовности, гражданственности и патриотизма ограничиваться не должна. В Северо-Западном регионе имеется целый ряд проблем, так или иначе связанных с этой целью, для разрешения которых требуются совместные действия сторон, а также других общественных и государственных организаций, в том числе религиозных организаций других конфессий. Стороны предлагают всем заинтересованным организациям и лицам обсудить эти проблемы в самое ближайшее время и наметить программу совместной работы по их преодолению.