Лого
Институт
Высшая религиозно- философская школа

Инфор­мация

Посту­пающим

Отде­ления

Научная работа

Главная страница

Институт «Высшая религиозно-философская школа» (ВРФШ)

Институт религии и науки «Метанексус»

Санкт-Петербургский Образовательный центр «Религия и наука» (SPECRS)

О  целях и задачах

Цели, которые преследует деятельность образовательного центра «Религия и наука», если обозначить их в самых общих чертах, отнюдь не новы. Мы стремимся создать пространство для консолидированных усилий ученых, богословов и философов в поисках такого языка и таких способов постановки проблем, которые преодолевали бы эпистемистемологические особенности отдельных областей исследования и стремились бы дать ответы на наиболее глубинные вопросы человеческого существования. (см. перевод статьи У.Д.Грасси)
 

В начале нового тысячелетия мы сознаем, что понятие истины куда более многолико, чем традиционное adaequatio intellectus et rei, что поиски истины, достижение истины и пребывание в истине затрагивают не только нормы и каноны теоретического и экспериментального знания, но относятся к творчеству и поступку, религиозной жизни, культуре в целом и всевозможным ее проявлениям, затрагивают все стороны бытия человека в мире. Фактически совершающееся освобождение от всеобъемлющих сциентистских претензий начала XX века не должно означать, однако, отказа от попыток ответственного и в определенном смысле строгого мышления, всегда определявших законы жизни научного сообщества и подкреплявших веру Церкви в возможность жизни по истине, объемлющей и направляющей целостное человеческое существование.

 

Несмотря на то, что русская философия постоянно выдвигала тезис о фундаментальной целостности человеческого разума, о собирании воедино и возведении к некоему глубинному центру сил человеческой души, - а может быть, именно благодаря этому обстоятельству, - в русской культуре проблема "науки и веры" была лишена той остроты и важности, которые в истории западной мысли позволяют говорить о ее чуть ли не определяющем значении. Такое положение дел привело к тому, что обсуждения этой важнейшей темы в России происходят по сию пору достаточно вяло, границы относящейся к ней проблематики весьма размыты, а постановки вопросов и стратегии мышления и зачастую совершенно безответственны.

 

Необходимо заметить также, что "богословие" почти всегда означало на Руси и по сию пору почти исключительно означает "писания Отцов Церкви", т.е. исследования в области Патристики. Однако патрология не может сводиться исключительно к филологическим исследованиям, хотя такие исследования безусловно - важнейшая компонента любой попытки интерпретации. Нынешний способ пересказывать то, что говорили св. Отцы на "имманентном языке традиции", определенная враждебность к "техничности" научной мысли, которая якобы делает современный мир слишком безличным и слишком секулярным, привели в современной России к серьезному разрыву между религиозной жизнью, с одной стороны, и интеллектуальной и культурной жизнью, с другой, несмотря на все признаки внешнего благополучия. Такое положение дел создает болезненное противоречие между попытками нынешней России воссоединиться со своим культурным прошлым и попытками стать полноправным членом мирового интеллектуального и культурного сообщества. Упомянутый выше разрыв затрагивает научную, богословскую и философскую мысль, образование, идеологию, политику и очень часто "частную" профессиональную жизнь членов научного сообщества, провоцируя своего рода "этическую шизофрению", т.е. внутреннюю невозможность, а иногда принципиальное нежелание, совместить теоретический интерес и жизнь веры.

Нам представляется, что обсуждение темы "наука и вера" позволили бы выяснить природу упомянутого противоречия и подлинную степень его укорененности в русской культуре.

 

Одна из центральных тем обсуждения – "Проблема человека в науке и богословии". Она выбрана не случайно, поскольку позволяет несколько сузить рамки обсуждения и снабдить обычно бесконечно аморфную дискуссию некоторым предварительно положенным основанием. Мы предлагаем рассмотреть соотношение науки (не только науки Нового времени, но науки как scientia, episteme) и веры как двух предельных возможностей человеческого существования.  Причем поначалу, парадоксальным образом, в силу упомянутого исторического контекста, мы нуждаемся, по-видимому, в тщательном различении научных теорий и положений веры как различные интенций (форм, проектов, актов) человеческого бытия в мире и заострении противоречия между ними, и только потом - в попытке найти некую интегральную точку зрения. Сказанное никоим образом не означает, что мы с самого начала предлагаем принять какую бы то ни было "философию человеческого существования" в качестве универсальной рамки разговора. Мы не предлагаем также отказаться от обсуждения конкретных проблем естественных наук и их современного состояния в связи с затрагиваемой темой науки и веры. Тем не менее, это обсуждение должно вестись так, чтобы человек, не столько как предмет науки, сколько как познающий субъект, как тот кто "делает науку", движимый теоретическим интересом, как ответственный исследователь, как член научного сообщества находился при этом в центре внимания. Ведь, как это стало понятно в современной философии науки, независимо от конкретных ее направлений, "объективность" науки никоим образом не исключает, но скорее предполагает, что "познающий субъект" так или иначе должен быть включен в обсуждение самих оснований научного знания.

Описанные цели и задачи центра положены в основу проекта Серия семинаров Санкт-Петербургского образовательного центра «Религия и наука» для научных и общественных организаций»поддержанного  Институтом религии и науки «Метанексус» www.metanexus.net (США), и является одним из текущих научных проектов ВРФШ (Научные проекты).

Администратор Образовательного центра «Религия и наука» (Научные проекты,    Гранты, Конференции)   - Ректор Института «Высшая религиозно-философская школа» Наталия Александровна Печерская

Научный руководитель проекта Санкт-Петербургский образовательного центра «Религия и наука» для научных и общественных организаций

Ректор Института "Высшая религиозно-философская школа" Наталия Александровна Печерская – т. (812) 927 1622

Страница новостей СПб ОЦРН существует пока на английском языке - http://www.srph.ru/en/specrs.html